Труднее всего было во время зимних блекаутов: история криворожского школьного зверинца

Труднее всего было во время зимних блекаутов: история криворожского школьного зверинца

Фото: Первый Криворожский

Четыре года назад, за два года до полномасштабной войны, в гимназии №72 в Саксаганском районе Кривого Рога возникла идея создать небольшой зоологический уголок. Этот замысел сразу был воплощен в жизнь.

Война России против Украины повлияла на диких и домашних животных. Только после подрыва Каховской ГЭС под угрозой гибели 160 тысяч птиц и более 20 тысяч диких животных. Поэтому создание подобных зоологических уголков очень важно сегодня для сохранения биоразнообразия.

О его создании, расширении, и том, как зооуголок пережил начало полномасштабного вторжения, журналистке «Первого Криворожского» рассказал автор этого замысла – учитель биологии Константин Шмагайло.

«Небольшой уголок быстро перерос возможности кабинета биологии. Потому что когда одна клетка с попугаем, один аквариум с черепахой и один ящик с пауками, это еще ничего. А когда ящиков уже 10, аквариумов 5, а клеток 15, то все в кабинете уже не вмещается», — рассказывает Константин.


Администрация школы прониклась инициативой и выделила для школьного минизоопарка небольшое помещение площадью примерно 50 квадратных метров. В результате зоологический уголок переехал в одноэтажную пристройку в кабинет биологии.

«Дальше пошло-поехало. Учитель трудов настругал мне брусьев, мы с ним вдвоем сделали стеллажи. Потом наделали много самодельных вольеров, купили сетку. И вот месяц за месяцем, год за годом этот зверинец увеличивался в своих масштабах», — добавляет Константин Шмагайло.
Школьный уголок фауны был создан прежде всего для популяризации биологии среди детей.

«Конечно, школьная программа предполагает изучение разных видов животных. Но все это в теории, по учебникам, в лучшем случае с использованием электронных технологий и Интернета. Одно дело, когда ты смотришь в экран, другое – когда чешешь за ухом кролика, собственноручно кормишь шиншиллу, или смотришь на экзотических мышей», — отмечает учитель биологии.
Фото: Константин Шмагайло

«Мы живем за счет пожертвований детей, родителей и бабушек. Люди из села везут зерно, я готовлю кормосмеси, кошу сено на даче, привожу веточки. Люди несут овощи. То есть, год войны мы пережили без потерь благодаря натурально продуктовым донатам», — рассказывает Константин Шмагайло.


«Наш зверинец не просто выжил. Труднее всего было во время зимних блекаутов. Перед городом встал вопрос выживания людей. А здесь зверинец. Но где заканчивается человечность, там теряется будущее. Что я скажу детям после войны? Где Моисей, Снейп, попугаи?»
, — вспоминает Константин.

Читайте также: Беженцы не только люди, но и животные: о влиянии войны на животный мир Украины

Фото: Константин Шмагайло

«Температура в зверинце снижалась до 16 градусов, а это критически для тропических птиц. Мы сшили палатки на клетки, для утепления, повысили калорийность кормов»
, — рассказывает учитель биологии.

Когда война началась, значительная часть детей уехала за границу. Ученики школу почти не посещали, потому что сейчас обучение в формате онлайн.

В гимназии очень строгая дисциплина безопасности. Детей пока в зверинец не пускают, потому что это опасно. Организованных экскурсий сейчас, как таковых, нет, из-за воздушных тревог. Но дети, проходя мимо школы, заглядывают в окна, скучают по зверушкам.


«В довоенное время 1-2 раза в неделю классы нашей школы ходили сюда на часы общения с животными. Брали веники, помогали мне здесь убирать, резали морковь, приносили яблоки, орехи. Больше всего дети любят кормить животных, конечно. Интерактивное действие такое классное. И кроликов почесать можно, шиншиллу погладить», — рассказывает Константин.
На сегодняшний день в школьном зверинце достаточно много разных видов животных. Иногда сюда животных приносят на передержку, а затем оставляют навсегда. Потому что очень много детей уехало за границу.

В зооуголке проживают в общей сложности более тридцати теплокровных животных-млекопитающих, два десятка птиц, шесть черепах, тритоны, паук, тараканы, жуки, улитки.

В частности:

  • шесть декоративных кроликов, которых зовут Бенджамин, Руда, Соник, мистер Блэк, Северус Снейп, мистер Уайт;
  • четверо шиншилл – Моисей Львович, Хрустик, Дурепа, Поко-Поко;
  • пара чилийских белок дегу – чемпионы по бегству Бонни и Клайд;
  • ручная рыжая лесная белка (выверка) Василий;
  • лабораторные крысы Чип, Гайка, бег Мама;
  • много монгольских когтистых мышей-песчанок.

«Этого шиншиллу зовут Хрустик, потому что он все грызет. Он может съесть пластмассовую ручку, свой гамак в клетке. Поэтому ему постоянно дают орехи, чтобы он грыз скорлупу. Шиншиллы все любят общаться, они социализированы. Их посещают дети, они любят, когда их чешут, приносят им что-нибудь вкусное», — рассказал Константин.

Фото: Константин Шмагайло

«Еще у нас есть шиншиллы Моисей Львович. Он очень старенький, ему 18 лет. Он сердцеед и ловелас. Он такой ручной-ручной. Они живут максимум 20-22 года»
, – делится собеседник.

Также достаточно большая для школы коллекция птиц:

  • четверо австралийских волнистых попугайчиков;
  • парочка карелл;
  • один попугай-неразлучник, правда, обычно, они живут парами, которые в природе выбирают себе сами;
  • австралийский красно спинной поющий попугай;
  • ткачики-амадины (воробцевидные птицы, обитающие в Восточной Азии и в Африке).



Живут там три вида водяных черепах, разнообразные тараканы кормовые, жуки. Их очень любят мыши, а черепахи питаются ими постоянно.
«Наш зверинец не просто выжил в это тяжелое время, а достиг состояния стабильности и устойчивости как экосистема. У нас, конечно, есть амбициозные планы по расширению и развитию. Конечно, это в послевоенное время», — заключает Константин Владимирович.

Если имеете желание и возможность помочь финансово на содержание зверинца.

Реквизиты:


ПриватБанк 5168 7520 8647 5285 (Константин Шмагайло)


Читайте также: Программирование роботов и выращивание наноклубники: STEM-образование в криворожской школе


Фото: Даніїл Токмаков

Ссылка скопирована в буфер обмена