От моментального до монументального: Истории и работы украинских фотографов-переселенцев

От моментального до монументального: Истории и работы украинских фотографов-переселенцев

Фото: Первый Криворожский

Современный человек не должен бояться потерять воспоминания, ведь на помощь пришли технологии. Да, загруженные фото в облако вряд ли заполнят все минусы деменции, если человек заболеет. Для всех остальных, тем более для тех, кто ценит память прошлого, видео и фото источник информации. Отбросим дипфейки. Для простого человека фото и видео — повод вспомнить и сказать: «Да, это было со мной». Памятью может быть в принципе любая вещь. Но для многих жителей южных и восточных областей Украины фотографии стали едва ли не единственным источником воспоминаний. Ведь Россия продолжает стирать с лица земли целые города. А там, где нет развалин, но есть триколор, прошлое пытаются переписать. Иван Станиславский и Наталья Филатова — собеседники «Новостей Донбасса» не просто снимают. Искусство фотографии они объединили с исследовательской деятельностью. У них нет общих проектов. Но оба фотографа посвятили свои работы двум объектам — витражам и мозаикам в Украине. И Наталья, и Иван – переселенцы из Донецкой области.

Больше, чем разноцветные стеклышки

Во Львове на платформе Mariupol Reborn в феврале открылась выставка образцов монументального искусства «Осторожно, хрупкое!». На ней представлены изображения шести витражей из Мариуполя, уже два года оккупированных Россией. Автор выставки Иван Станиславский родом из Мариуполя. Фотограф снимал эти витражи еще до начала полномасштабного вторжения России с 2019 по 2021 год. Выставку планировали презентовать в Мариуполе в марте 2022 года. Результаты своей работы Станиславскому удалось вывезти из города, как он уверен, из-за счастливого стечения обстоятельств.«Я взял с собой ноутбук и фотоаппарат. На носителях было много "компрометирующих" данных, делающих меня фактически врагом для россиян. Мы выезжали из Мариуполя в первые дни вторжения, когда не было такого количества блокпостов и тщательных проверок. Если бы мы попытались сделать это на 2-3 дня позже, я думаю, мы бы не уехали», – поделился Иван. Фрагменты витражей напечатаны на прозрачном акриле, хотя приблизительно дает понять уникальность и красоту этих работ. Оригиналы мы больше никогда не увидим. Вероятно, технологии, по которым они создавались, уже утрачены. Например, известно, что обстрелом уничтожен ансамбль витражей в мариупольском Дворце культуры моряков.


Изображение ансамбля витражей в мариупольском Дворце культуры моряков. Авторы: Тимофей Сивухин, Валентина Авдеенко, 1981-1982 гг.

"Если в 2019 году эта выставка готовилась о произведениях искусства, которые находятся в заброшенном состоянии или на грани аварийного состояния, то сейчас это разговор о том, чего нет и не будет, к сожалению", — рассказал автор. Кстати, на тех витражах, которые удалось сфотографировать исследователю, сложно найти откровенные маркеры Советского Союза. Там скорее прослеживаются мотивы Украины, ее народа, национальных цветов и традиций. Хотя каждый увидит что-нибудь свое.«У этих работ нет идеологических маркеров, поэтому во время декоммунизации к ним не было претензий. Если проанализировать тематику витражей и детали композиций, то можно понять, что создатели этих витражей не были исполнителями партийных указаний. Это не советское достояние, а украинское. Это творчество украинских художников в период Советского Союза — синтетического образования, развалившегося само по себе», — отмечает исследователь.


Изображение витража «Путь к звездам» в холле Приазовского государственного технического университета. Авторы: Тимофей Сивухин, Валентина Авдеенко, 1992

Иван Станиславский ранее выпустил книгу «Мариуполь монументальный», представив ее осенью 2022 года во Львове. В ней автор рассказывает обо всех жанрах монументального искусства, которые были в городе. То есть выставка о витражах — это часть более масштабного проекта. Сам процесс съемки не всегда давался легко. В некоторые работы было не так просто попасть — они были частью построек на закрытых или режимных объектах.«Судьба этих витражей связана с войной, с трагическими событиями, которые пережил Мариуполь. В одном из зданий с витражом было укрытие, где люди скрывались от бомбардировок. Художник Евгений Скорлупин скончался в Мариуполе от болезней и истощения весной 2022 года. Человек, который привел меня к витражам Приазовского государственного технического университета — преподаватель, год назад погиб на фронте. Жизнь мариупольцев буквально разбилась, как и эти витражи. Я посвятил эту выставку именно им», -рассказал Станиславский.


Иван Станиславский и фото витража «Берегиня» Евгения Скорлупина. Дата создания витража неизвестна

Больше, чем фото на память

Наталья Филатова называет себя «фотографией выходного дня». Но ее работы можно было уже встретить во Львове, Киеве, Ивано-Франковске, Париже. Сейчас она работает в IT-компании, по образованию – журналистка. Фотографией увлекается еще со студенческих лет. Девушка родом из Донецка. Она уже дважды переселилась. После событий 2014 года Наталья переехала с родными в Харьков. Когда российские ракеты полетели на ее второй дом, 24 февраля 2022 года семья Натальи отправилась на запад страны. Пока она живет во Львове, ведь Харьков регулярно обстреливают русские войска. В период российской агрессии темы бегства от войны, эмиграции и постоянных потерь стали ключевыми в работе с фотографией. Хотя сам автор характеризует темы своих исследований как «взаимодействие человека, объектов и пространства». С 2011 года Наталья работает с камерами мгновенной печати — Polaroid и Instax и альтернативными способами печати — циантипия, антотипическая печать (Anthotype). Техники с которыми сейчас работает — перенос эмульсии с фото на другую поверхность (Emulsion lift), экспериментирование с выдержкой фотографии в различной жидкости (Polaroid soup), абстрактные полограммы (Polagram) и другие техники cameraless photography. «Хрупкое!». Так называется одна из ее экспозиций. И ничего удивительного нет в том, что название выставки почти дублирует выставку Ивана Станиславского. В центре установки Натальи — стеклянные пластины с перенесенной на них эмульсией. Автор перенесла фотографии элементов мозаик города на стекло для того, чтобы подчеркнуть их хрупкость. Она также отмечает, что мозаики – это уникальный вид искусства.




Фотоработы Натальи Филатовой на выставке в Ивано-Франковске
«В общей сложности до войны эксперты насчитывали около 600 мозаик в Украине, из них около 30 были разрушены в Мариуполе в 2022 году, часть находятся в оккупированных городах и об их состоянии информации нет. Но и на территории свободной Украины только в этом году из-за неосведомленности и небрежности были уничтожены: мозаика Богдана Сойки во Львове в доме издательства „Свободная Украина“, работа Ивана Кляпетуры в помещении пожарной части Каменец-Подольского, а также мозаичное панно в пожарной части № 26 в Киеве», - говорит Наталья.
Она убеждена, что мозаикам нужен правовой статус и пока это не будет сделано, мы будем терять произведения искусства один за другим. Еще один проект Филатовой – «Портреты моих близких друзей». Чаще всего, если кто-то из друзей Натальи решается покинуть Украину, его путь лежит через Львов, где живет девушка. Может, это последняя встреча, а может, нет. Щелчок камеры. Фото готово. Другого такого уже не поделаешь.


Фотопортреты друзей, снятые Натальей
«Эта серия работ рассказывает истории тех, кто принял непростое решение оставить страну на неопределенный срок и начать жизнь с чистого листа для того, чтобы быть в безопасности после полномасштабного вторжения. Это портреты украинок, уже потерявших свои дома в 2014 году, когда их родные города Донецк, Луганск, Севастополь и другие были оккупированы. В вынужденную, уже вторую, новую жизнь каждая из них брала в память о доме то, что долгое время хранилось как амулет — маленькое паспортное фото матери, ключ от квартиры, которой уже не существует, камни с пляжа в Симеизе и т.д., – объясняет автор.
В ноябре 2023 года в столице Франции Наталья стала участницей выставки ImageNation, где свои работы подставили около 400 художников из разных стран мира.

«Меня удивило, как много людей посетило выставку, – поделилась впечатлением Наталья. -В общении с посетителями и другими фотографами я поняла, что об Украине знают и помнят. Мне кажется, сейчас в мире больше понимания, что делает Россия в Украине. В 2014 году, когда я общалась с представителями разных стран, у меня создалось другое впечатление. Они почти ничего не знали о нашей ситуации».


Слева: Наталья готовится к выставке. Справа: Рабочий процесс

И Наталья, и Иван в своих фотороботах фиксируют, что можно потерять навсегда. Особенно, если речь идет о красоте, искусстве, уникальности. И уже не важно – это потерял целый город или один человек.

Ссылка скопирована в буфер обмена