Мифы и факты о медицинской реформе

Мифы и факты о медицинской реформе

Фото: Первый Криворожский

Многие мифы и «страшилки» распространяются между горожанами об укрупнении медицинских учреждений. Зачем нужна реформа, и что она даст?
Редакция «Первого Криворожского» разбиралась вместе с Викторией Тимошевской, врачом и соучредителем благотворительного фонда «Здоровые Решения», и Валерием Яременко, главным врачом Криворожской центральной районной больницы.

С 2018 года в Украине идет медицинская реформа, которая предусматривает изменение механизмов финансирования медицинских учреждений, чтобы обеспечить украинцев безвозмездным доступом к определенному перечню медицинских услуг и лекарств, а также стимулировать врачей к предоставлению высококачественных услуг.

Факт 1. Объединение медучреждений не приведет к их закрытию

В законодательстве давно существует понятие «госпитальных округов», в 2017 году началась работа правительства по их созданию. В основе госпитального округа должна быть определена главная мощная больница интенсивного лечения (сокращенно ЛИЛ), которая должна обслуживать определенное количество населения госпитального округа и оказывать интенсивную медицинскую помощь.

Например, 22 сентября 2023 было принято решение объединить коммунальное предприятие «Криворожская центральная районная больница» Новопольского сельского совета и коммунальное предприятие «Широковская больница» Широковского поселкового совета. Широковская громада взяло на себя обязательство по оплате счетов за энергоносители и софинансирование потребностей больницы.

Объединение учреждений никак не связано с сокращением их количества. Также не планируется, что после реформирования людям будет сложнее добраться до той или иной больницы. По факту осталось две больницы, но они объединены в одно юридическое лицо, упрощающее управление и финансирование.
Идея и философия этого направления состоит в том, чтобы сконцентрировать высококвалифицированную помощь в одном месте, ведь значительно лучше и эффективнее управлять заведением, которое обслуживает достаточно большое количество пациентов, делает это ежедневно, видит пациентов с разным течением болезни довольно часто. Соответственно, в одном месте сконцентрирован большой спектр видов помощи.

Факт 2. Объединение медицинских учреждений не приведет к увольнению врачей


Благодаря медицинской реформе у местных бюджетов достаточно денег, чтобы улучшить больницы, сделать хорошие условия для врачей, оплатить дополнительные медицинские услуги для людей в общине. Государство также помогает, предоставляя специальные средства для поддержки главных больниц и обновления работающих не в полную силу.

«У Широковской больницы не было ни хирургического отделения, ни врачей, ни возможности развиваться. Сейчас, когда больница стала нашим филиалом, мы открыли на ее базе отделение хирургии однажды. И у нас в планах открыть там полноценную хирургию, для чего мы набираем в штат врачей и медсестер, которые уже проходят обучение.», – говорит Валерий Яременко.

Факт 3. Села не останутся без врачей

В сельской медицине раньше никогда не было столько денег, как сейчас, и благодаря реформе есть возможность непосредственно начать финансировать эти потребности.

Теперь местное самоуправление может сделать большее для улучшения условий работы врачей. К примеру, если община построит хорошую амбулаторию и обеспечит жилье для врача, которое он сможет арендовать за символическую плату, это значительно облегчит привлечение новых специалистов.

«У нас увеличился штат молодых специалистов, это очень важно. 90% молодых специалистов. И мы хотим работать над этой тенденцией, чтобы молодые специалисты приходили работать. И они и остаются работать», – уверяет главный врач.

Также объединение Широковской больницы позволило в полном объеме выплачивать заработную плату врачам из Широкого, закупать оборудование для медучреждения, медикаменты, перевязочный материал, делать ремонт.

Факт 4. На первом месте – качество оказания медицинской помощи

У пациентов есть очень разные патологии: проблемы с сердцем, почками или легкими. Более выгодно мать несколько мощных больниц, хорошо оснащенные новейшим оборудованием и эффективно оказывают медицинскую помощь. И вопрос не только в стоимостном оборудовании, но и в специалистах, регулярно сталкивающихся со сложными пациентами, лечат их эффективно, умеют использовать это оборудование и имеют хорошие показатели своей клинической работы.

То есть во главу угла ставится качество оказания медицинской помощи с точки зрения эффекта и результата для пациента, а не возможность быстро добраться до учреждения здравоохранения.

«В Украине больниц настроено много, но их ремонты, оборудование и самое главное – врачи – не всегда отвечали современным требованиям, – говорит Виктория. — Людям удобнее и спокойнее, когда больница рядом. Максимум несколько остановок — и мы можем быстро запрыгнуть в общественный транспорт, доехать до этой больницы и получить нужную помощь. По всему миру постоянно решают вопросы доступности медицинской помощи. Она бывает доступна в нескольких аспектах: физически доступна (это вот именно о количестве остановок в больницу или скорости, с которой можно попасть в больницу), а также финансово, то есть существует система страхования или национальный плательщик (в Украине это НСЗУ, которая платит за эту помощь), или человеку нужно только оплачивать услуги за свой счет».

Факт 5. Бесплатное лечение существует

Важно, чтобы больница была не просто географически близка — в ней должны бесплатно предоставлять медицинские услуги, за которые оплатит государство. Сегодня государство стремится к тому, чтобы благодаря реформе пациенты и пациентки могли пройти полное обследование и получить комплексное лечение в одном месте.
На сайте Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) публикуются основные условия договоров между больницей и государством, перечень лекарств и расходных материалов, которые должны предоставляться пациенту бесплатно. Можно также позвонить в контакт-центр НСЗУ по номеру 16-77. Оператор подскажет, где ближайшее медучреждение с договором с НСЗУ.

Читайте также: Как криворожанам воспользоваться услугой бесплатных хирургических операций

«Я не часто обращаюсь за медицинской помощью в больницу, но я довольна в целом обслуживанием. Раньше были очереди, сейчас я прихожу по записи и без проблем получаю помощь», – говорит жительница поселка Широкое Татьяна Глущик.

Почему лучше иметь одно заведение, в котором сконцентрированы квалифицированные специалисты и современное оборудование

Если пациент имеет осложнение своего заболевания, то нуждается в госпитализации. И здесь уже речь не идет о регулярном посещении медучреждения. Необходимо госпитализироваться и находиться там неделю-две или как назначит врач или врач. Все остальные вопросы должны решаться у семейного врача, который может либо назначить лечение сам, либо направить на консультацию специалисту узкой специализации. И этот врач или врач не обязательно должны находиться в классической больнице, куда предусмотрена госпитализация. Вы сами можете выбирать подходящего врача среди специалистов, заключивших договор с НСЗУ. Это могут быть специалисты как из государственной или коммунальной больницы, так и частной клиники или врачи-предприниматели.

Поэтому если думать еще и об ограниченных финансовых и кадровых ресурсах государства, лучше иметь одно заведение в месте, где сконцентрирована медицинская помощь, где есть высококвалифицированные врачи, умеющие работать на современном оборудовании. Как правило, человек, который попадает в стационар, требует комплексного обследования и консультации специалистов по нескольким направлениям. И вот такая концентрация медицинской помощи позволяет получить ее в одном месте.

«Учитывая качество предоставления медицинской помощи и обеспечения необходимым оборудованием, лекарствами, расходными материалами лучше, когда все собрано в одном месте, и когда в нем обеспечен определенный поток пациентов», – резюмирует Виктория.
К примеру, если в роддоме не происходит 400 родов, считается, что в этом заведении не может оказываться эффективная качественная медицинская помощь. В медучреждении должно быть определенное количество пациентов, что предполагает появление пациентов с различными патологиями, сложными случаями. Врачи в таких заведениях знают, что делать, как вести таких пациентов, как лечить, какие побочные действия от препаратов или эффекты лечения. Так пациенты и пациентки получают более качественную медицинскую помощь и имеют лучшие результаты.

Это подтверждает серия опросов по изучению удовлетворенности медицинской помощью, отношения к реформе системы здравоохранения «Ииндекс здоровья». Этот индекс несущественно, но растет от начала введение реформ. В 2016 году он стал 56 баллов из 100 возможных, в 2017 и 2018 – 62 балла, в 2019 – 63, а в 2020 году – 65 баллов.

Работа над этим материалом стала возможна благодаря проекту Fight for Facts, реализуемому при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.

Фото: Владислав Нестеренко

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена